Кино, литература, искусство
Вход и регистрация / Login or register

ДвойникЧто, по-вашему, подразумевается под понятием «личность человека»? Может быть, это его знания и жизненный опыт, приобретенные в результате долгого обучения и прожитых лет? Или же нравственность, характер и мировоззрение – внутренний мир, который можно спрятать под любой маской так, что никто и никогда не догадается о том, какая натура под ней скрылась? Возможно ли однажды проснуться с осознанием того, что вы потеряли свою личность, попросту исчезнуть и стать безликим призраком? После просмотра фильма «Двойник», снятого по повести Ф. М. Достоевского, вы поймете, что ещё страшнее, когда эту самую личность, вашу жизнь и всё, что вам дорого, нахальным образом уводит из-под носа человек, один в один похожий на вас самих.

Прежде чем посмотреть экранизацию, я познакомилась с этим наполненным противоречиями и в свои годы подвергшимся критике произведением и осталась поражена тем, как многогранна бывает личность человека, и как отличается наше мнение о себе от мнения большинства. Главный герой повести, титулярный советник Яков Петрович Голядкин, живет непримечательной жизнью, имеет небольшую зарплату и среднее положение в обществе, однако его внутренний мир, его эго, восприятие общества и психологическое состояние значительно отличаются от этого простого описания. Являясь замкнутым в себе и неразговорчивым, он  не умеет общаться с людьми, не имеет друзей и посещает врача - Крестьяна Ивановича, чтобы делиться с ним своими постоянными переживаниями и тревогами. Однако всё в жизни Голядкина кардинально меняется, когда он встречает одновременно совершенно похожего на него внешне и сильно отличающегося по характеру мужчину, имя и фамилия которого полностью совпадает с его собственными. Всё это совершенно выбивает из колеи нашего героя, он находится в растерянности и смятении, чаще подвергается панике и ещё больше закрывается в себе. События для него разворачиваются слишком быстро: не успев подружиться с двойником, Яков Петрович совсем скоро понимает двуличность и дурные мотивы того. Однако становится слишком поздно, и герой к своему ужасу осознает, что личность, знания и положение в обществе крадет совершенно незнакомый человек…

Фото 3Спустя некоторое время после прочтения повести я обнаружила, что имеется одноименный фильм режиссера Ричарда Айоади, снятый по её мотивам, и это, безусловно, меня порадовало. И к удивлению, экранизация оказалась действительно стоящей, несмотря на то, что были добавлены некоторые сцены, изменено время повествования почти на век вперед, а также концовка. Но эти изменения совершенно не портят кинокартину, а наоборот, делают её более оригинальной, помогают зрителю разобраться в том, что при прочтении повести осталось недопонятым или скрытым среди строчек из-за строгой цензуры девятнадцатого века. Так как фильм является зарубежным, имена героев и город также были изменены, однако в тусклой и серой обстановке на улицах, в спешке людей, общей безразличности общества и напряженности атмосферы мы видим тот самый Петербург, хорошо знакомый нам по творчеству Федора Михайловича. Господин Голядкин в экранизации предстает перед нами под именем Саймона Джеймса, его загадочный двойник – Джеймса Саймона, а тайная любовь Голядкина, Катерина, теперь носит имя Ханна. Сюжет фильма максимально приближен к произведению Достоевского, имеется много параллелей, как, например, сцена разговора главного героя с его коллегой, который относился в поразительному сходству титулярного советника с его двойником абсолютно спокойно и признался, что раньше даже не замечал этого. Музыка, большая часть из которой была написана Эндрю Хьюитом, также отлично передает напряженную и в то же время чарующую атмосферу фильма, заставляет нас переживать вместе с героями и задумываться над их судьбами. Тревожные мотивы скрипки и фортепьяно не могут оставить равнодушными ни одного из зрителей и отлично дополняют кинокартину. 

Также нельзя не отметить и актерскую игру, что, по моему мнению, является основополагающей в постановке фильма. Джесси Айзенберг, сыгравший роль главного героя, поразительно точно передал его характер, манеру общения, эмоциональное и психологическое состояние. С помощью игры актера мы видим не только становление самого Саймона, но и его двойника, что за время повествования меняет множество масок и показывает себя с абсолютно разных сторон. Миа Васиковска же внесла в кинокартину особый шарм и женственность, полностью передав характер своей героини.

Стоит затронуть и тему любви, что поистине завораживает нас и заставляет проникнуться к героям большим пониманием. Саймон, имея стеснительный характер и большую неуверенность в себе, боится даже заговорить с Ханной. Пытаясь проявить к ней знаки внимания, герой не преуспевает в этом, а лишь портит их взаимоотношения. В отличие от него, двойник, напротив, всячески добивается расположения героини и флиртует с ней. У героя удается привлечь девушку, но в то же время ввести её в заблуждение,вокруг чего заворачивается одна из сюжетных линий.

Как я уже обозначила, концовка – это единственное, что сильно различает произведение и экранизацию. То, как раскрывается характер Саймона, его противостояние двойнику и желание вернуть собственную личность поистине завораживают и на протяжении всего фильма держат в напряжении. А грандиозный финал действительно поражает и оставляет после себя неизгладимое впечатление.

Фото 2Тема личности играет самую значительную роль в фильме «Двойник». Посмотрев экранизацию, а также познакомившись с произведением, понимаешь, как важно не потерять себя, суметь отстоять собственное мнение и при этом не лишиться человеческих качеств. После просмотра этого кинофильма я поняла, что, пусть с помощью книги мы и можем сами представить внешний облик героев, проникнуться атмосферой произведения и сделать для себя важные выводы, хорошая экранизация порой очень важна для детального понимания большинства моментов и раскрытия некоторых тем. Этот фильм, по моему мнению, является очень качественно отработанным творением киноиндустрии с непревзойденной актерской игрой, полной передачей основной темы повести, по которой был снят, и некоторыми моментами фантастического жанра, что также отлично вписываются во всеобщую картину.

Многие режиссеры воздерживаются от постановки фильмов по мотивам книг, ведь это довольно непростой труд: нужно грамотно подобрать актеров, создать атмосферу полного погружения в то или иное произведение, раскрыть многие темы, а также постараться добавить в кинокартину собственное неповторимое очарование. Но если действительно постараться внести в фильм не просто пересказ книги, а то, что заставит зрителя заинтересоваться и душою прочувствовать каждый его момент, можно создать поистине интересное и чарующее творение. Я бы хотела, чтобы в наше время делали больше по-настоящему стоящих экранизаций литературных произведений русских классиков, подобных «Двойнику», ведь это помогло бы нам более красочно увидеть любимых героев, оценить стиль постановки фильма, а также сравнить образцы кинематографии и художественной литературы.

Фотографии были взяты с film.ru и iz.ru

Поделиться в социальных сетях