Внезапные идеи о смерти и похоронах переполнявшие меня, слились в одно единое. И вроде бы не гоже милой даме лет семнадцати так мрачно думать, но апатичная ситуация в моей голове не давала шансов на то, чтобы избавиться от таких мыслей...
И тут я вспомнила один из эпизодов своей жизни, точнее, посещение иммерсивного спектакля "Экспедиция. Достоевский" (проект Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В.Луначарского), название которого заставляет задуматься о подобных вещах. Кто бывал, меня поймет... Здесь стоит пояснить, что иммерсивный театр — это театр вовлечения (от англ. immersive — создающий эффект присутствия, погружения).
...Монологи, подвальные помещения, заполненные театральными декорациями. Зеркала, стекла, лавки, различные фигуры, которые для людей с превосходной фантазией, оживут. Все это навевает атмосферу чего-то бесовского, что сотворил в своих произведениях великий Федор Михайлович Достоевский.
Один из монологов особенно заставил меня, прошу учесть важную деталь - семнадцатилетнюю девушку, задуматься о смерти, ощутить себя так, будто нахожусь на собственных похоронах. Сильное влияние на мои эмоции и мысли произвел Алексей Гнедаш с монологом из произведения "Подросток" Ф.М.Достоевского. Весь дальнейший путь до малой сцены в моем сознании эти строки отзывались эхом, криками, писком громкоговорителя, паникой. После подобного хочется свободы, а вот какой - решать каждому. Для меня эта свобода связалась со смертью, чем - то темным и чужим, неизведанным. Подумаете, что сошла с ума? И правда. Читая или слушая Достоевского, разве вы не станете поглощать и втягиваться, как я? Тут ненароком поверишь, что начинаешь слетать с катушек.
Гуляя по закоулкам подвала и судеб героев Достоевского, попадаешь в помещение, которое освещено мультипликацией по произведению «Сон молодого человека». Фраза «Застрелюсь я, и мира не будет, по крайней мере для меня» задевает. Чтобы никто не слышал моих мыслей, стою в конце, прислонившись к огромной двери. Все точки соприкосновения сознания с реальностью исчезают, проваливаешься в себя, размышляешь о смерти. Бывало? «Очнулась» на фразе «Стало быть есть мир загробной жизни?». После неё мой мозг блокирует мысли о плохом. Этот вопрос тоже был «образмышлен» в моем внутреннем монологе.
После всего, надумавшись и намучившись, появляются силы быть счастливым, не мысля о смерти и похоронах. Ведь «что такое горе и моя беда, если я в силах быть счастлив?»
Я прошла эти несколько кругов Достоевского ада. Они особенные, бесовские, ломающие, но такие важные и нужные для меня. Возможно станут своевременными для каждого из тех, кто здесь побывает...
Низкий поклон вечному Фёдору Михайловичу Достоевскому и сегодняшним актерам Николаю Нечаеву, Глебу Козляеву, Алексею Гнедашу, Илье Синькевичу. Юрию Михайловскому, Галине Пятигорец.
Фото вверху: фрагмент из иммерсивного спектакля (автор фото Татьяна Миронюк), фото справа: Виктория Андрейченко (автор фото Ольга Базурина).