За последние годы робототехника стала одним из самых востребованных направлений в дополнительном образовании. В большинстве случаев занятия проходят на платформах Lego Education: WeDo для младших или Mindstorm для ребят постарше. Существуют и другие платформы, и среди них уверенное второе место после Lego занимает, безусловно, "Ардуино" (Arduino).
В цикле статей я рассмотрю плюсы и минусы Ардуино в сравнении с Лего и поделюсь некоторым опытом обучения детей на этой платформе.
Вопросы выбора платформы. Arduino vs Lego.
Итак, вы педагог или руководитель образовательного учреждения, и вам нужно (по своей воле или по указанию сверху) открыть направление "Робототехника". Какую платформу выбрать?
Сразу скажу, что лучший вариант — выбрать обе. И Lego Education и Arduino имеют свои ниши, в которых они наиболее уместны, и при разумном подходе эти платформы не конкурируют, а дополняют друг друга. Однако, в реальной жизни человеческие и материальные ресурсы ограничены, и поэтому охватить всё сразу не всегда возможно. Приходится выбирать что-то одно, хотя бы на начальный этап. Критериев выбора много. Разберём их подробнее.
Таблица сравнения.
В таблице ниже сравниваются особенности двух платформ.
Arduino |
Lego Education |
|
Возраст детей. |
По мнению автора статьи — от 10-11 лет.* |
По рекомендации производителя: We Do от 7 лет, Mindstorm от 10 лет. |
Среда программирования. |
Текстовая среда с языком C++. Классическое программирование с переменными, функциями, циклами и т.д.. |
Графическая среда с блоками, передвигаемыми мышкой. Но для Mindstorm есть и вариант программирования на языке Pyton. |
Совместимость с электронными компонентами. |
Совместимо практически с любыми компонентами. "Фирменных" модулей почти не существует. |
Совместимо только с оригинальными модулями Lego, хотя есть китайские копии. |
Особенности конструирования моделей. |
Стандартов и готовых блоков нет. Для простых схем достаточно проводов и электрических деталей. Для сборки сложных моделей многое приходится продумывать и делать самому.** |
Модели собираются по стандартной технологии Lego: из готовых блоков и модулей. |
Особенности сборки электрических схем. |
Схема собирается из обычных электронных деталей и проводов. Требуется внимательность и аккуратность. Иногда приходится паять. Нужно понимать как идёт электрический ток, не путать "плюс" и "минус", не допускать короткого замыкания... |
Электроника спрятана от пользователя. Готовые модули соединяются фирменными кабелями со специальными защёлкивающимися разъёмами. |
Сфера применения. |
Ограничений нет: изучение схемотехники и электроники, управление бытовыми устройствами, конструирование роботов... |
Только сборка робототехнических моделей в рамках имеющихся в наличии фирменных деталей, для обучения и соревнований. |
Возможность участия в соревнованиях. |
Соревнований сравнительно мало, сделать робота соревновательного уровня может быть сложно (и конструктивно и программно), поскольку готовых решений и стандартов нет. |
Соревнований сравнительно много. Конструктивных сложностей нет, запрещено использовать неоригинальные комплектующие. Программы соревновательного уровня могут быть довольно сложными. |
Доступность информации. |
Информации очень много. В интернете есть масса идей, проектов, примеров, обучающих видео и целых курсов. Но новичку может быть сложно самостоятельно профильтровать и переработать эту информацию. Есть недостаток методических разработок, ориентированных специально на педагогов. |
Информации много, в том числе и методических разработок, но ввиду коммерциализированности этой сферы и высокой конкуренции, хорошие материалы может быть трудно найти в открытом доступе, методические разработки и учебные курсы предлагаются за деньги. |
Надёжность конструкций и воспроизводимость результата. |
Зависит от конструктивной базы. При использовании дешёвых комплектующих и малоопытности сборщика, сложные конструкции могут быть ненадёжны, а результаты могут быть нестабильны. |
Проблем с надёжностью и воспроизводимостью, как правило, нет. |
Образовательная эффективность. |
Требует значительной подготовки от педагога, а от ученика — серьёзной мотивации и терпения, но в то же время в процессе обучения у ученика нарабатываются знания в области электроники, навыки конструирования, программирования, умение справляться с нештатными ситуациями. Активно работают метапредметные связи, так как актуализируются знания в области информатики, физики, математики, технологии. |
Педагог может сравнительно легко освоить платформу. Занятия позволяют достаточно быстро получить результат и ситуацию успеха у детей, выступить на соревнованиях. Развивает алгоритмическое мышление. Однако, в случае использования графической программной среды, занятия не дают серьёзных навыков программирования. Метапредметные связи выражены в меньшей степени. |
Перспективы дальнейшего развития ученика и профориентационная эффективность. |
Занятия на Arduino дают знания в области "реальной" электроники, схемотехники, программирования на C++ — одном из самых распространённых языков. Это помогает в дальнейшем перейти к более серьёзному изучению указанных сфер деятельности, таким образом занятия имеют профориентационное значение. |
Профориентационная эффективность ограничена, так как навыки, полученные в процессе занятий, мало применимы за пределами экосистемы Lego. В случае использования программной среды Pyton занятия могут быть использованы для обучения программированию. |
Стоимость оборудования. |
Стоимость относительно невысока, хотя сильно зависит от выбора комплектующих. Для начальных занятий достаточно порядка 500-1000 рублей на ученика в группе. Сложные конструкции соревновательного уровня из качественных комплектующих могут оказаться достаточно дорогими. |
Стоимость высокая. Базовый набор Mindstorm с одним контроллером (то есть для сборки одного робота) стоит от 30000 рублей. |
Особенности внедрения. |
Требует наличия педагога со знанием основ электроники, информатики, программирования, работы с различными материалами и инструментами. Возможно сотрудничество между двумя педагогами для разделения программы на обучение программированию и конструированию. Затраты на оборудование на начальном этапе невелики (при условии наличия компьютеров), однако подбор оптимального оборудования может оказаться непростой задачей. Для серьёзных результатов желательно иметь мастерскую, 3d принтер. |
Для начала занятий педагогу достаточно освоить графическую среду программирования и принципы построения типовых алгоритмов. Затраты на оборудование высоки с самого начала. Однако, кроме самих робототехнических наборов дополнительного технического обеспечения не требуется. |
Отношение со стороны детей и родителей. |
Платформа мало известна среди родителей и детей. Требует со стороны педагога объяснения особенностей данного направления, в том числе возрастных рамок, акцентирования внимания на изучении электроники и программирования в рамках данной программы. |
Массовая платформа, она соответствует стереотипам и ожиданиям родителей и детей относительно "Робототехники" как деятельности с существенным элементом игры. |
Примечания:
* Официальных рекомендаций по возрасту нет. Считается, что Arduino более подходит для старшеклассников, однако, если не использовать некоторые относительно сложные приёмы программирования (например, битовые операции, указатели, прямую работу с регистрами), то написание программ доступно и для детей 10-11 лет.
** При работе над моделью, в которой сочетается электроника и механика, нужно быть готовым подбирать крепёж, сверлить, паять, клеить. При наличии 3d принтера можно печатать нужные детали (модели находить в интернете или создавать самому). При занятиях в образовательном учреждении педагог должен быть готов взять на себя эту часть работы. Есть готовые наборы от разных производителей, но их применимость ограничена, а стоимость часто неоправданно высока.
Сформулируем плюсы и минусы платформ более кратко.
Платформа Lego Education:
+ Проще в работе как для педагога, так и для детей.
+ Подходит для детей, начиная от младшего школьного возраста.
+ Закупается стандартное оборудование, не нужно самостоятельно решать вопросы комплектации.
+ Позволяет получить сравнительно быстрый результат как для отдельного ребёнка, так и для учреждения (в том числе выйти на участие в соревнованиях).
+ Соответствует стереотипам и ожиданиям детей и родителей, легко набрать группы уже на старте.
— Высокая стоимость.
— Вещь в себе: навыки конструирования и программирования на этой платформе мало применимы за её пределами.
— Слабо выраженные метапредметные связи.
— Замкнутость экосистемы и ограниченность сферы применения: используется ограниченный набор ни с чем не совместимых фирменных комплектующих, собранные конструкции практически неприменимы за пределами учебно-развлекательных задач.
Платформа Arduino:
+ Открытость и полная совместимость: используются любые электронные компоненты, можно собирать не только учебные схемы и роботов, но и устройства для практического использования: устройства слежения, сигнализации, автоматизации, управления бытовыми приборами, 3d-принтеры, другие автоматизированные инструменты.
+ Наличие огромного количества идей и готовых проектов для Arduino в интернете.
+ Позволяет развивать универсальные навыки конструирования и программирования, которые в дальнейшем ученик может применить в других сферах.
+ Сравнительно низкая стоимость.
+ Явно выраженные метапредметные связи, а также возможность ещё более усилить их, разрабатывая проекты, касающиеся любых сфер человеческой деятельности.
+ Возможность привлечь и заинтересовать детей старшего возраста, для которых не так велик выбор привлекательных направлений в дополнительном образовании. Причём, в отличие от спорта, где в подростковом возрасте начинать занятия бывает уже поздно, робототехникой на Arduino можно начинать заниматься в любом возрасте.
— Сложность в освоении детьми младшего возраста, которые традиционно составляют наиболее массовый контингент учреждений дополнительного образования. Первоначальный набор может быть затруднён.
— Платформа мало известна среди родителей и детей. Это также может затруднить первоначальный набор детей.
— Найти или подготовить педагога, который сможет работать с Arduino, может оказаться сложнее, чем для Lego.
— Подбор закупаемого оборудования, выбор поставщиков может вызвать затруднения для педагога или администратора, которые ещё не имеют опыта работы по этому направлению.
— Неблизкий путь к успеху: большой объём информации, которую нужно изучить и умений, которые нужно освоить, прежде чем ученик дойдёт до уровня относительно больших проектов.
— Меньше возможностей участия в соревнованиях и выше планка подготовки для создания соревновательных роботов.
Выводы.
Открытие направления по Arduino наиболее обосновано, когда изначально имеются кадры и условия. Например, это школа, где есть учителя информатики, физики, есть мастерские и лаборантские. Или большой центр детского технического творчества, где уже работают педагоги, занимающиеся моделированием или другими смежными направлениями. Или учреждение уже несколько лет занимается робототехникой на Lego и хочет расширить набор предлагаемых программ. Или, наконец, имеется хотя бы один педагог, который точно знает, чего он хочет, и готов этим заняться.
Если же вам нужно открыть направление робототехники как можно быстрее, и под это есть финансирование или бизнес-план, а готовых кадров нет и придётся кого-то направлять на краткий курс повышения квалификации — Arduino пока не ваш выбор. Может быть, через несколько лет...
Отдельно хочется сказать про возможность совмещения в одном учреждении занятий и на Lego и на Arduino. Это хороший вариант! Но как мне кажется, часто администраторы делают ошибку позиционирования, рассматривая две эти платформы как этапы развития ученика: малыши занимаются на Lego WeDo, средний возраст на Lego Mindstorm, а к старшим классам переходят на Arduino.
Во-первых, вряд ли достаточное количество учеников будут заниматься в вашем учреждении так долго. Если это не школа, конечно.
Во-вторых, если на Lego использовалась исключительно графическая среда программирования (а в большинстве случаев так и есть), переход с Lego на Arduino для детей очень некомфортен. Вместо перетаскивания цветных блоков мышкой приходится писать программу текстом. Многие откажутся от занятий.
В-третьих, надо понимать, что эти направления имеют существенные отличия. Робототехника на Lego — это скорее общеразвивающее направление. Оно тренирует логику, алгоритмическое и творческое мышление, мелкую моторику, умение читать инфографику и текстовые инструкции, придумывать дизайнерские решения, работать в команде, представлять свою работу на соревнованиях. Эти занятия с точки зрения детей похожи на игру и подходят практически для всех. А вот занятия с Arduino — направление сугубо техническое. Это прежде всего информатика, "взрослое" программирование, электричество, элементы схемотехники, работа как минимум с отвёрткой и плоскогубцами, а где-то и со сверлом и паяльником... Целевая аудитория немного отличается — не только по возрасту, но и по интересам, по складу ума. Поэтому разумнее рассматривать эти программы как независимые одна от другой, и набирать на них детей параллельно. Возможно, кто-то захочет записаться и на обе программы.
В следующей статье мы рассмотрим вопрос "С чего начать?".
Автор: Никитин Юрий Моисеевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, место работы: МБУ ДО Центр детско-юношеский "Созвездие", г. Екатеринбург.