Закончился учебный год, а значит, близится к концу первый этап проекта «Доступная робототехника и программирование», который реализуется Свердловской областной детской общественной организацией «Лоцман» при поддержке Фонда Президентских грантов. Пора подводить первые итоги.
Проект рассчитан на полтора года, а первый его этап проходит с 1 февраля по 31 августа. В феврале детей ещё было немного (в основном, те, кто занимался раньше, до проекта, и несколько новичков), а примерно к середине марта уже началась очень интенсивная работа: 5 дней в неделю с утра до вечера.
Мы планировали набрать на первом этапе 20 детей (в дополнение к тем, что уже занимались раньше), а получилось – на конец мая - более 30 новичков. А с началом лета неожиданно пришла новая волна числом около 20 человек. Это связано с тем, что некоторые родители искали своим детям занятие именно на лето и наверное, не все эти дети останутся у нас в новом учебном году. Но в любом случае уже можно уверенно сказать, что проект «выстрелил» и занятия оказались очень востребованы.
Как следует из названия проекта, для нас важно было не просто организовать занятия (они были и раньше), но и сделать их максимально доступными. Под доступностью мы подразумеваем как финансовую, так и географическую доступность. Занятия у нас бесплатны, что сейчас встретишь нечасто, и поэтому в наш клуб могут ходить дети в том числе из малообеспеченных и многодетных семей. По понятным этическим причинам мы не задаём вопросов об уровне доходов семей, но по разговорам с родителями, которые очень радуются, что здесь бесплатно, можно понять, что для многих этот фактор является определяющим. Показателен такой факт: у нас есть 12 семей, из которых у нас занимается по два ребёнка, а из одной семьи даже три.
Географическая доступность также важна. В микрорайоне, где мы работаем, других бесплатных кружков робототехники и программирования просто нет. Да и платных после пандемических ограничений стало меньше - некоторые закрылись. Конечно, в Екатеринбурге есть такие замечательные учреждения как «Кванториум» или «IT куб» и некоторые другие, бесплатные для детей, но до них далеко, да и записаться туда удаётся не каждому.
Вот какие направления занятий предлагались детям на первом этапе проекта.
Робототехника и программирование на платформе Arduino: сборка различных схем и проектов на основе микроконтроллерной платы Arduino и написание программ для них на языке C++ в среде Arduino IDE. Дополнительно изучались основы электроники и 3d моделирование.
Компьютерная грамотность и информатика: знакомство с методами эффективной работы с компьютером, с его устройством, с основами информатики, принципами работы и возможностями интернета.
Робототехника на платформе Lego Education. Благодаря гранту, мы смогли приобрести пять наборов Lego Mindstorm, и это направление оказалось очень привлекательным для многих членов нашей организации. Благодаря этому, удалось даже расширить возрастные рамки проекта, и у нас появились дети от 8 лет.
Веб-программирование: изучение языков HTML, CSS и основ JavaScript.
«Лоцман» - не образовательная организация. В этом есть свои минусы, но есть и свои плюсы. Формат работы общественной организации позволяет построить пространство более неформально и свободно, чем это свойственно образовательным учреждениям. Ребёнок с согласия родителей вступает в организацию, и может выбирать всё, что ему интересно. Кто-то ходит только на робототехнику Лего, кто-то на Ардуино и веб-программирование, а кто-то — на все направления.
Группы не жёсткие, разновозрастные, работа во многом индивидуализирована, активно используются наши авторские пособия и онлайн-ресурсы, по которым можно работать отчасти самостоятельно. В организации сложилась дружелюбная комфортная атмосфера, в которой ценятся знания, любознательность. Более опытные часто помогают новичкам. Одной девочке — Василисе — так понравилось помогать другим, что она сама сделала на платформе Moodle курс робототехники на Лего для начинающих и стала самостоятельно проводить занятия с младшими ребятами.
Кроме занятий у нас бывают и другие дела. Мы играем в настольные игры, иногда вместе смотрим кино. А в марте мы отмечали 20-летие нашей организации!
Для объективности нужно сказать и о трудностях, с которыми мы столкнулись в процессе реализации проекта. Основная проблема - небольшой размер помещения, а точнее, площадь комнат, на которые оно разделено. Это ограничивает размер групп и устанавливает предел для общего количества детей, которые могут здесь заниматься. Также есть необходимость заменить входную дверь и приобрести новые стулья, но, к сожалению, эти расходы не были предусмотрены в грантовом проекте. Думаем, как это решить. Не удалось пока найти опытного специалиста по робототехнике на Лего - такого, чтобы мог готовить ребят для участия в соревнованиях. Будем искать.
Впереди у нас ещё июльская смена, на которой запланирована проектная деятельность, разнообразные занятия и мероприятия. А потом, после короткого отдыха, мы переходим ко второму этапу, на который у нас ещё более обширные планы! ;)