Поезд победыСостав прибыл в Город-Герой Севастополь 19 ноября, а отправился с Белорусского вокзала ещё 22 октября 2020 года. С октября по ноябрь поезд остановится в городах-героях и городах воинской славы — Псков, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Смоленск, Тула, Курск, Владикавказ, Керчь, Феодосия, Севастополь, Новороссийск. После вернётся в Москву, а затем во Владивосток.

Это мультимедийная выставка военной эпохи с 1941 по 1955 год, расположенная в восьми вагонах, каждый из которых рассказывает нам о разных событиях того времени. Автор проекта, представитель историко-художественной мастерской «Невский баталист» Дмитрий Поштаренко уверен, что и дети и взрослые не останутся безразличными к увиденному и, вернувшись домой, обязательно захотят что-то прочесть или найти в истории, возможно, страны или семьи о событиях Великой Отечественной войны.

Реальность происходящему добавляет радиотрансляция со спецэффектами, восковыми фигурами в человеческий рост и видеопроекторами, встроенными в окна вагонов поезда, которые создают ощущение движения поезда.

«Поезд Победы» в Севастополе пробыл всего несколько дней, за это время его всего посетили чуть больше 600 человек. Этот рассказ для тех, кто не успел посетить первую в мире иммерсивную инсталляцию в движущемся поезде.

Приглашаем вас в музей на колёсах, который расположен в восьми вагонах, каждый из которых рассказывает о разных событиях того времени. А с помощью этой фотоэкскурсии вы словно погрузитесь в прошлое, слушая рассказ очевидца — Лидии, которая весной 1941 года была помощником машиниста этого состава.

ВАГОН №1. ПЛАЦКАРТ.

Из воспоминаний Лидии, аудиогида «Поезда Победы»

ПлацкартМирное время. За окнами жаркий июньский день, из открытых окон раздаётся запах полевых цветов. В плацкарте едут шумные компании военных моряков, эти бравые ребята знакомятся с попутчицами. Здесь уставшие грибники и довольные рыболовы. Рядом молодые семьи с детьми. Напротив, веселятся командиры Сталинских соколов, так называли советских летчиков. Они едут в увольнение к своим любимым.

 Но, теперь это в прошлом. В один миг все исчезло ранним утром 22 июня 1941 года, когда все узнали, что началась война. Наш поезд, как раз прибыл в Ленинград, который мы не узнали, шумный перрон был пуст. Появилось общее для нас всех чувство, какое-то странное и страшное ощущение —тянущая тревога.

 

ВАГОН №2. ЭЛЕКТРИЧКА.

ЭлектричкаВ октябре 1943 года Подмосковная электричка. Как же все изменилось за несколько месяцев. Теперь вместо удочек и лыж в руках у пассажиров винтовки. Вот курсантам одногодкам политрук выдает медальоны. Он объясняет, как заполнить вкладыш на случай, если убьют, чтобы знать куда похоронку слать. Горько смотреть на это, слезы душили. На защиту страны вместе с солдатами встали рабочие и студенты, профессора и музыканты. Странное зрелище, интеллигентные люди в круглых очках неумело держат винтовки в руках, которые еще вчера давали концерты, держа скрипку.

Лидия получила письмо от брата, который в перерыве боя за Москву, прямо из окопа написал последние слова «Страшно описать что здесь происходит. Горит техника, горят люди. Не ждите. Живым не вернусь…»

В этот момент стены вагона «оживают», воссоздавая картину танкового боя на знаменитом Бородинском поле в 1942 году.

ВАГОН №3. КОНЦЛАГЕРЬ. ПОЕЗД СМЕРТИ.

КонцлагерьВ одном из таких поездов смерти везли папу Лидии. Это товарные вагоны, которые не предназначены для людей. Немцы загоняли туда пленных, как скот. Люди неделями ехали стоя, от тесноты невозможно было сесть. В дороге почти не кормили и не поили. Умирали сотнями. В концлагеря доезжали единицы. Этих измученных военнопленных фашисты отправляли на самые тяжелые работы: в шахты, рудники, а то и вовсе использовали для медицинских экспериментов. Немногие выживали в таких нечеловеческих условиях.

Лидия рассказывает, что ее отец часто вспоминал о тех, кто помог ему выжить. Это были люди, которых парализующий ужас: пытки, голод, холод не смогли сломать. Это смельчаки, словно сваи в бурном речном потоке, подавали другим узникам пример. Зажигали в остальных искорку надежду. Именно благодаря такому человеку смог выжить и вернуться домой отец Лидии.

 

ВАГОН №4. САНИТАРНЫЙ.

СанитарныйОсень 1944 года. Санитарные поезда курсировали по всей стране, забирая тяжело раненных с прифронтовых госпиталей. Сложнейшие операции делали прямо на ходу. Это стойкое испытание быть медсестрой в таких вагонах. Постоянные крики, стоны, бред раненных. Как же тяжело им было видеть красивых молодых солдат, искалеченных войной, без рук и ног, лежащих, как малые дети, которых они заворачивали в пеленки. Медсестры успокаивали их как могли, но, что тут скажешь. Часто такие раненные выбрасывались в открытые окна на полном ходу. Невозможно, все это передать на словах.

В санитарных вагонах работали военные врачи и ученные, они испытывали новые препараты. Была там и знаменитый микробиолог Зинаида Ермольева, которая изобрела чудо препарат—пенициллин. Это стал первый советский антибиотик, который помог победить гангрену. С тех пор не было ампутаций из-за заражения крови.

На Урал вывозили научные исследовательские институты и лаборатории. Как-то на перроне Лидия видела Игоря Курчатова человека — легенду, который разработал проект создания атомной бомбы, что позволили после войны сделать нашу страну непобедимой.

ВАГОН № 5. БАННО-ПРАЧЕЧНЫЙ СОСТАВ

Банно-прачечныйЭта история произошла под Сталинградом в феврале 1943 года.

К Рокоссовскому привезли пленного фельдмаршала Фридриха Паулюса. Это он придумал знаменитый план «Барбаросса»—вероломного нападения на Москву. Теперь перед Константином Рокоссовским стоял худой старичок. Он приказал его отмыть, но Паулюс от бани отказался, мылся под душем, а потом ждал, когда его одежду прожарят, вшей выведут.

Стены вагона «оживают» показывая дорогу в блокадный Ленинград. В начале 1943 прорвали блокаду Ленинграда, и железную дорогу туда проложили. С уходящими в маршрут прощались как в последний раз. Видно, как фашисты безжалостно обстреливают состав из пушек и пулеметов. Бывало, на станцию состав приходил горящий, а локомотив весь в дырах. В газетах эту дорогу называли «Дорогой Победы» и «Дорогой Смерти». Думаю, оба названия правильные.

ВАГОН №6. СТАВКА РОКОСОВСКОГО.

Ставка РокосовскогоМногие военачальники к концу войны жили в составах поездов, чтобы поспевать за передвижениями нашей армии. Так поступил и «солдатский» генерал Константин Рокоссовский. В июне 1944 года он возглавил операцию «Багратион». Решающий удар задумал произвести из Гомелевской области, но пройти болотную местность было не просто. Он приказал сделать войскам мокроступы из ивовых прутьев, чтобы благополучно перейти через болотную топь. Враг не ожидал нападения с этой стороны, и нашим войскам удалось пробить оборону. После удачного исхода операции «Багратион» сам Сталин стал обращаться к Рокоссовскому по имени и отечеству.

Стены вагона снова «оживают» и перед нами разворачивается артиллерийская дуэль двух бронепоездов: нашего и вражеского. Стоит страшный грохот орудия, и вот нашим удалось найти уязвимое место немецкого локомотива попали прямо в котел. Удрал неприятель. А наш бронепоезд «Илья Муромец», точно настоящий богатырь. Обшитый со всех сторон бронебойными листами с зенитками, пушками и пулеметами. Весил такой гигант сотни тон, даже пути для него отдельные прокладывали. И служить на таком поезде тяжелый труд: зимой неимоверно холодно, летом невыносимо жарко. А что во время боя творилось страшно подумать.

ВАГОН № 7. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. ТРОФЕЙНЫЙ ВАГОН.

ТрофейныйИ вот настал тот самый день — 8 мая 1945 года. Диктор СовИнформБюро Юрий Левитан объявил о капитуляции Германии. Мы победили!

Лидия хорошо помнит, как повела домой свой последний военный состав.  Стоял солнечный майский день, за окнами все утопало в цветах. А у всех пассажиров была некоторая растерянность, ведь они ехали начинать новую жизнь, а какой она будет не знал никто.

А еще Лидию поразила встреча с папой.  Он смог выжить в концлагере и был освобожден нашими войсками. Она обнимала стоящего на перроне старика хотя ему тогда было всего 45 лет. Война пыталась забрать у нашего народа   самое ценное — время их молодости. Но, они ее не отдали. Они жертвовали жизнью, чтобы сохранить эту ценность для нас, своих потомков.

В чуде нашей Победы было не только радость, но и горечь. Слишком много друзей потеряли, слишком много увидели, слишком многое узнали о людях и о себе. Но, главное — поняли настоящую цену жизни. Время любить нашу Великую Родину!

Фотографии автора, Никиты Логинова.

Ещё больше фотографий - в нашей галерее.