1

Что такое "Цифровая школа"

Судьба распорядилась так, что Лицей №1 имени Пушкина стал одной из первых в Томске «цифровых школ». То есть, первопроходцем в совершенно новом подходе к обучению – с использованием новейших технологий. И наше первое интервью с директором лицея Надеждой Анатольевной Селивановой состоялось буквально по горячим следам – о том, как лицей шел к этому, какие были ожидания и какие возникли проблемы, каковы главные принципы и преимущества современной цифровой школы.

- С чего начиналась наша новая цифровая школа?

- Фактически она начиналась с победы в губернаторском конкурсе, и нам выделили средства на капитальный ремонт. С тем, чтобы после завершения ремонта была создана новая, полностью цифровая современная школа. В Сибири такие уже есть во многих городах. С другой стороны, наша победа в конкурсе была не случайной, мы давно шли в этом направлении. Поэтому дважды побеждали на конкурсах лучших инновационных школ в области в 2010 и 2011 годах. В программе развития школы мы ставили себе задачу обновления и пополнения фонда компьютерной техники и вообще цифрового оборудования. А главное, задачу изменить содержание образования с учетом использования этого компьютерного оборудования. Конечно, делали мы это, можно сказать, кустарно, своими силами, но двигались в правильном русле. Поэтому победное совпадение было не случайным.

- Для детей эти новые технологии усложняют или упрощают обучение?

- Я считаю, что это очень серьезное преимущество, если все учителя начнут использовать новые ресурсы. Дело в том, что в последние годы все педагоги отмечали ситуацию: дети не обучаемы. Следовало искать новые формы и методы, ведь дети не будут другими, они такие, как есть. Их формирует время, формирует семья, социум, но и новые технологии – тоже. На деле было целое противостояние разнонаправленных движений: компьютерных детей и некомпьютерных педагогов. Конфликт нарастал, и, наверное, мы бы пришли к тому, что взаимопонимание между учеником и педагогом было практически невозможно. Дети – они в сети, они используют другие технологии. Им учебник скучен, не интересен. Они привыкли к интерактиву, он есть везде. А учитель с его стандартными методами – уже сам не соответствует времени. Вот это самая большая проблема: мы не можем давать знания по-другому, а ребенок не может получать их так, как мы можем давать. И я думаю, что наличие этой техники может, с одной стороны, повысить мотивацию детей к обучению, а с другой стороны, оно является таким переводчиком между языком учителя и языком ребенка, таким объединяющим началом. Поскольку они уже будут вынуждены говорить на одном языке, существовать в одной системе. И где-то наши продвинутые ученики смогут научить учителя быстрее освоить эту технику. Так что, это все не для красоты, а для того, чтобы образовательный процесс соответствовал духу времени. Это мы говорим в основном про интерактивные доски. Но есть и другое оборудование, есть цифровые лаборатории – это совершенно потрясающая вещь. Ребенок берет в руки цифровой датчик и проводит виртуальной химический, физический, биологический и иной эксперимент, и компьютер сразу показывает ему результат – он зримый, видимый, он не только на пальцах. Здесь ребенок может очень быстро увидеть, как работают законы физического мира.

- Получается, что для ребенка процесс обучения упрощается, становится более органичным?

- Я думаю, что просто этот стиль обучения более соответствует той информационной среде, в которой ребенок растет. И больше соответствует тому, к чему ребенок стремится. Ему будет интереснее. Но и учитель должен поменять структуру урока, использовать новые технологии. А значит, поменять свое сознание. И это самая серьезная проблема, это небыстрый процесс.

- Каким вы видите будущее развитие лицея?

- Будущее мне видится в органичном сочетании цифровых технологий и нормальных человеческих технологий обучения и их взаимодействия. Мне очень хочется, чтобы это помогло детям проявить себя. И нам необходимо готовить детей к жизни в мире новых технологий и умению с ними работать. Благодаря насыщению этим оборудованием мы сможем выявить детей, которые талантливы, способны работать именно с информационными системами, на уровне разработки программного обеспечения, мы сможем формировать сильные классы физико-математического профиля. У нас в области, к примеру, развито химическое производство и лесопереработка, нано-технологии на биологическом уровне. Это те направления, которые надо подпитывать кадрами. И тогда наши выпускники будут востребованы, а не просто – люди с аттестатом. Они будут социально успешны. А по сути, образование и нужно для того, чтобы ребенок состоялся как личность.

2

Интерактивная доска

А наш второй разговор с директором лицея состоялся уже полтора года спустя. Хотелось узнать, что получилось у первопроходцев - насколько оправдались ожидания, какие важные и интересные вещи помогли открыть новые технологии и куда теперь двигаться дальше.

- В прошлом интервью вы сказали, что новые технологии являются переводчиком между детьми и учителями. В связи с этим вопрос - насколько удалось внедрить их?

- Мне кажется, если говорить принципиально, то уже удалось. Во-первых, мы преодолели некоторое сопротивление педагогических работников. Они не просто используют по необходимости новые ресурсы, они уже чувствуют потребность в них. И уже понимают, какой эффект от этих ресурсов может быть в образовательном процессе применительно к детям. Поэтому я считаю, что принципиально - да, эффект есть, и принципиально - все поменялось. Другое дело, что у всех новых вещей есть куда более широкий спектр применения.

- Вы говорили, что было какое-то сопротивление со стороны учителей. С чем оно было связано? Может быть, они просто не умели этим пользоваться?

- Первое, конечно, что они не умели. Но когда человек не умеет, но хочет - он может научиться. Самое главное, когда было нежелание. Я могу объяснить почему: люди, которые работали очень долгие годы в традиционной манере и давали прекрасные результаты, - они должны были сначала осознать необходимость всего этого, а потом понять - какие преимущества можно получить. Такая психологическая адаптация, на которую нужно время.

- И были какие-то способы заставить?

- У нас разные были способы. Первое, конечно, - обучение. Мы его организовали на базе нашего же учреждения. Одни наши педагоги обучали других, мы приглашали и специалистов со стороны. Второе – ввели некоторые формы стимулирования. Потому что без этого тоже обойтись сложно. Третье - и на данном этапе, наверное, самое важное - когда педагоги видят, что у другого получается (и получается хорошо!), видят ощутимую пользу и учителю, и детям, - тогда и другим хочется выйти на этот же уровень. Очень значимо равнение на тех, у кого получается, у кого лучше и кто готов помогать другим. Здесь взаимопомощь очень важна!

- Какие-то неожиданности, непредсказуемости были? Или все, как спланировали, так и шло?

- Нет, неожиданностей, я думаю, особых нет, для меня, во всяком случае. Может быть, для педагогов, для тех же заместителей, которые занимаются организацией образовательного процесса, - для них были приятные неожиданности. Когда они начали осваивать систему и увидели: ой, а ведь можно же еще и вот это, и вот это… То есть, когда мы говорим, например, про электронный журнал, - там же не только журнал, у него есть еще образовательные возможности, аналитические возможности… И когда эти открытия шаг за шагом происходят, тогда новое начинает полнее использоваться. Когда мы перестали работать с системой как со старым бумажным журналом - просто поставили оценки, книжку закрыли, а начали смотреть, какие там есть возможности, то увидели очень многое. Хотя, я уверена, что мы еще новые возможности используем совсем не на полную мощность.

- А каковы планы на будущее?

- Планы, конечно, есть. Прежде всего, мне очень хочется, чтобы тот сервер, который мы поставили (система запланирована очень мощная), все-таки больше работал на образовательный процесс. Чтобы там были образовательные ресурсы, чтобы там можно было задавать домашние задания. Просто пометками: сюда заходишь по ссылочке и вот это вот делаешь. Система сама позволяет сразу оценки выставлять. С образовательной составляющей новой системы еще предстоит поработать. Потом есть еще момент, который касается приобретенного оборудования. Мне кажется, что очень медленно развивается направление робототехники. Не совсем реализована идея привлечения маленьких ребят ко внеурочной деятельности - с использованием вот этого нового оборудования. Может быть, четвертые классы, даже третьи и шестые - вот, где нужно развивать в детях эту тягу - пока возраст позволяет. Вот здесь нам еще расти и расти. Точнее сказать, углубляться и углубляться. И тем самым, идти вперед, в ногу со временем.

Авторы: Тимофей Симонов, Артем Рахлевский, 16 лет, г. Томск, Россия. Работа представлена на конкурс юных журналистов "Добро пожаловать".

Авторы этой статьи также прислали на конкурс видео о своём лицее.